Поиск по сайту 





 Статьи, доклады, выступления, сообщения.

  

Статья

  

  Политехническое обучение в процессе преподавания физики в советской общеобразовательной школе 

  

Учитель высшей категории Колобухов А.В.

ГКСУВУ «СОШ № 1 (закрытого типа)» 

г. Санкт-Петербург                  

Опубликовано: 28.12.2012              

  

 

Современная российская общеобразовательная школа за свой достаточно небольшой период существования проходит очередной этап реформирования.  При этом мы продолжаем это делать с оглядкой на западную систему ценностей, отрицая огромный положительный опыт, накопленный и апробированный советской педагогикой. Во главу российской  системы образования мы по-прежнему ставим только гуманистические принципы обучения. Но при этом удивляемся, почему уровень общего образования продолжает стремительно падать, отчего выпускники нашей школы имеют весьма поверхностные знания об окружающем их мире и они не владеют элементарными навыками и умениями, которые должны помочь им адаптироваться в современных быстроменяющихся условиях научно-технического общества. Возможно, реформаторы от образования забывают, что мы живем в технически-развивающемся социуме. А он для своего существования и развития требует, прежде всего, не специалистов по социальным технологиям, а в первую очередь специалистов, способных развивать науку и технику, зависимость от которых современного общества многократно возросла по сравнению с началом ХХ века.

Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что важнейшие достижения в научно-техническом прогрессе в прошлом веке наша страна достигла благодаря разумно построенной системе общего среднего образования.   И важнейшим из принципов построения образования в советской средней школе была ее политехнизация, то, что в настоящее время отсутствует в современной российской школе на уровне государственной политики в области образования. Обучение в советской школе строилось на единстве общего, политехнического и профессионального образования, их взаимосвязи на каждом уровне обучения. Именно реализация принципов политехнического образования, их разнообразие в формах и видах,  позволяло выпускниками советской средней школы иметь соответствующий уровень знаний, умений и навыков, необходимый им для овладения будущей профессии, и в первую очередь в естественно-научных и технических областях. Естественно, что идеологические ограничения советского общества ставили определенные барьеры в гуманистической направленности советского образования, но это не должно являться основанием для отказа от других базовых принципов советской педагогики, которые с идеологией слабо связаны. Не отрицая важность гуманизации школьного образования, необходимо отметить, что в обществе, в котором техническая составляющая в его существовании и развитии является определяющей, полный отказ от политехнизма в обучении наносит непоправимый ущерб в образовании подрастающего поколения, их подготовке к быстроменяющимся условиям современной жизни.

В советской средней школе реализация принципов политехнического обучения в первую очередь осуществлялась в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла (математика, физика, химия, биология, география) в тесной связи их с трудовым обучением. В настоящей статье автор рассматривает вопросы организации политехнического обучения в советской общеобразовательной школе в процессе преподавания предмета физика, опыт которой поможет учителям физики реализовать принципы политехнизма в современной российской общеобразовательной школе.

 

 

 
 

mm-gksuvu-sosh-1@yandex.ru

 
   © А.В.Колобухов
 

ИМЦ Приморского района
Санкт-Петербурга
 
 
 
 
 
 
 

Каталог литературы
для учителя физики и химии

Добровольное методическое объединение
учителей - предметников специальных
(коррекционных) школ Санкт-Петербурга

Из опыта работы учителя школы

(Статьи, Методические разработки,
Методические пособия, Каталог книг)
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz