Статьи, доклады, выступления, сообщения.
Статья
Политехническое обучение в процессе преподавания физики в советской общеобразовательной школе
Учитель высшей категории Колобухов А.В.
ГКСУВУ «СОШ № 1 (закрытого типа)»
г. Санкт-Петербург
Опубликовано: 28.12.2012
Современная российская общеобразовательная школа за свой достаточно небольшой период существования проходит очередной этап реформирования. При этом мы продолжаем это делать с оглядкой на западную систему ценностей, отрицая огромный положительный опыт, накопленный и апробированный советской педагогикой. Во главу российской системы образования мы по-прежнему ставим только гуманистические принципы обучения. Но при этом удивляемся, почему уровень общего образования продолжает стремительно падать, отчего выпускники нашей школы имеют весьма поверхностные знания об окружающем их мире и они не владеют элементарными навыками и умениями, которые должны помочь им адаптироваться в современных быстроменяющихся условиях научно-технического общества. Возможно, реформаторы от образования забывают, что мы живем в технически-развивающемся социуме. А он для своего существования и развития требует, прежде всего, не специалистов по социальным технологиям, а в первую очередь специалистов, способных развивать науку и технику, зависимость от которых современного общества многократно возросла по сравнению с началом ХХ века.
Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что важнейшие достижения в научно-техническом прогрессе в прошлом веке наша страна достигла благодаря разумно построенной системе общего среднего образования. И важнейшим из принципов построения образования в советской средней школе была ее политехнизация, то, что в настоящее время отсутствует в современной российской школе на уровне государственной политики в области образования. Обучение в советской школе строилось на единстве общего, политехнического и профессионального образования, их взаимосвязи на каждом уровне обучения. Именно реализация принципов политехнического образования, их разнообразие в формах и видах, позволяло выпускниками советской средней школы иметь соответствующий уровень знаний, умений и навыков, необходимый им для овладения будущей профессии, и в первую очередь в естественно-научных и технических областях. Естественно, что идеологические ограничения советского общества ставили определенные барьеры в гуманистической направленности советского образования, но это не должно являться основанием для отказа от других базовых принципов советской педагогики, которые с идеологией слабо связаны. Не отрицая важность гуманизации школьного образования, необходимо отметить, что в обществе, в котором техническая составляющая в его существовании и развитии является определяющей, полный отказ от политехнизма в обучении наносит непоправимый ущерб в образовании подрастающего поколения, их подготовке к быстроменяющимся условиям современной жизни.
В советской средней школе реализация принципов политехнического обучения в первую очередь осуществлялась в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла (математика, физика, химия, биология, география) в тесной связи их с трудовым обучением. В настоящей статье автор рассматривает вопросы организации политехнического обучения в советской общеобразовательной школе в процессе преподавания предмета физика, опыт которой поможет учителям физики реализовать принципы политехнизма в современной российской общеобразовательной школе.