Поиск по сайту 





 Статьи, доклады, выступления, сообщения.

  

Статья

  

  Политехническое обучение в советской специальной коррекционной и вспомогательной школе 

  

Учитель высшей категории Колобухов А.В.

ГКСУВУ «СОШ № 1 (закрытого типа)»    

г. Санкт-Петербург                  

Опубликовано: 28.12.2012              

          

Реформирование российского образования на современном этапе происходит с акцентом на гуманистические принципы организации содержание школьного образования, которое является реализацией западноевропейской модели общего образования и попытка ее внедрения на российскую почву. При этом происходит полный отказ от базовых принципов обучения, на которых строилось образование в советской школе.

Важнейшим из принципов построения образования в советской средней школе, в котором было отказано современной российской школе, была ее политехнизация. Обучение в советской школе строилось на единстве общего, политехнического и профессионального образования, их взаимосвязи на каждом уровне обучения. Эта система была разрушена «до основания». Политехническое образование было изгнано из российской общеобразовательной школы и из структур дополнительного образования. В ущербном виде политехническое обучение сохранилось только в профессиональных средних технических образовательных учреждениях, как узконаправленное дополнение в процессе получения профессиональных знаний по базовой профессии. Не отрицая важность гуманизации школьного образования, необходимо отметить, что в обществе, в котором техническая составляющая в его существовании и развитии является определяющим, полный отказ от политехнизма в обучении наносит непоправимый ущерб в образовании подрастающего поколения, их готовности к современной жизни.

Особое значение реализация принципов политехнического обучения имеет для образовательного процесса в специальных (коррекционных) школах. Это связано с тем, что будущая профессия большинства выпускников будет связана с технической направленностью, а также высоким уровнем использования техники в быту и окружающем мире. В настоящей статье автор рассматривает вопросы организации политехнического образования в советской специальной коррекционной и вспомогательной школе, опыт которой поможет реализовать принципы политехнизма в современной российской специальной (коррекционной) школе. 

Политехническое обучение в советской коррекционной школе

Вопросы политехнического обучения в специальной коррекционной и вспомогательной школе не рассматривалось в советской педагогике как самостоятельное направление. Политехническая направленность обучения в этих школах определялась двумя их основными задачами обучения: социальная адаптация учащихся к жизни и подготовка к трудовой деятельности.

Общие принципы политехнического обучения в массовых и специальных школах признавались одинаковыми. Однако в разных типах специальных школ они реализовывались с учетом особенностей познавательной деятельности и развития учащихся.

В задачи политехнического обучения в специальных школах входило: вооружить учащихся общетехническими знаниями и практическими навыками, необходимыми для активного участия в производственном труде, ознакомить их с некоторыми доступными отраслями производства для повышения общетехнической подготовки, воспитать коммунистическое отношение к труду, обеспечить по возможности разностороннее развитие физических и умственных способностей [1].

Объем политехнических знаний и производственных навыков и умений в разных типах специальных школ был различен. Вместе с тем политехническое обучение во всех типах школ предусматривало ознакомление учащихся с некоторыми важными отраслями производства, наиболее распространенными и доступными для учащихся орудиями труда, технологическим процессом, социалистическими формами организации труда, приемами и способами обработки различных материалов.

Содержание политехнического образования составляло:

а) изучение научных основ производства в процессе овладения общеобразовательными знаниями по физике, математике, биологии, химии, географии, черчению в объеме программ специальных школ разного типа;

б) знакомство с основными отраслями производства и сельского хозяйства (учитывая возможности учащихся и перспективы их специализации);

в) умение пользоваться различными инструментами, приборами, специальными устройствами, облегчающими ориентировку и труд учащихся;

г) практическое и теоретическое знакомство с машинами;

д) овладение приемами расчетов, измерений, технического моделирования, выполнения графических изображений;

е) овладение передовыми методами труда, навыками планирования и учета;

ж) практическое ознакомление с технологическим процессом того или иного конкретного производства, воспитание культуры коммунистического труда, умения работать в коллективе;

з) опытническая работа в сельском хозяйстве, на школьном учебно-опытном участке, в саду и т. п.;

и) изучение общетехнических основ производства путем изучения специальных дисциплин: технической механики, электротехники, радиотехники, специальной графики [2].

Политехническое обучение строилось в специальных школах на общеобразовательной основе и предполагало тесную связь общего образования с трудом учащихся. Научными основами производства учащиеся овладевали при изучении общеобразовательных предметов политехнического цикла: математика, физика, химия, биология, география, черчение, трудовое обучение в учебных мастерских.

Математика обучала приемам вычислений, измерений, расчетов. На уроках физики учащиеся знакомились с получением и применением электроэнергии, с тепловой, механической, световой энергией, переходом одних форм энергии в другие, с физико-техническими принципами действия машин. Уроки химии давали знания о получении и использовании различных химических веществ. Черчение знакомило учащихся с приемами выполнения чертежей, радиосхем и электрических схем. Изучая биологию и работая в сельском хозяйстве, учащиеся приобретали навыки ухода за животными и растениями. На уроках географии они получали сведения о размещении природных ресурсов, о социалистической организации народного хозяйства и т. д. Работая в учебных мастерских, учащиеся наблюдали за производственными процессами и овладевали практическими производственными навыками.

Важное значение в преподавании предметов отводилось межпредметным связям. Учащимся демонстрировалось применение законов и положений этих наук в процессе их трудовой деятельности.

Политехническое обучение и соединение обучения с производительным трудом укрепляло связь специальных школ с жизнью. Этому способствовало:

а) усовершенствование содержания обучения с учетом требований современного производства и особенностей развития учащихся специальных школ;

б) усовершенствование методов и организации обучения, повышение самостоятельности и активности учащихся, широкое применение лабораторных и практических работ, опытничество, работа в школьных мастерских, в саду и др.;

в) применение разных форм связи школы с производством: производственная практика, производственные экскурсии, производительный и общественно полезный труд на предприятии, в сельском хозяйстве, в учебных мастерских, встречи с членами бригад коммунистического труда и др.;

г) организация разных форм внешкольной и внеклассной работы: участие в комсомольской, пионерской работе, занятия в Доме пионеров, на детской технической станции, участие в краеведческих экскурсиях, туристских походах, в выставках детского технического творчества, олимпиадах, конкурсах, встречах с учеными, писателями, работниками искусства и т. п.;

д) коренное изменение содержания методов и организационных форм трудового производственного обучения: введение индустриальных видов труда, преодоление ремесленничества.

Большое значение для осуществления политехнического обучения уделялось повышению активности, самостоятельности учащихся в процессе учебно-воспитательной работы. Это достигалось с помощью следующих активных методов обучения: экскурсий, лабораторных и практических работ; занятий в учебных мастерских, на учебно-опытном участке, в саду, в уголке живой природы; технического моделирования; измерительных, графических работ, решения задач с производственным содержанием; опытничества; туристских походов и т. п. Активные методы обучения позволяли учащимся практически знакомиться с научными принципами производства, помогали овладевать основами наук [2].

Первыми попытками научно-методического обоснования политехнического обучения в коррекционной школе явились работы Г.Н.Пенина [4, 5] посвященных вопросам политехнического образования глухих школьников в процессе трудовой и профессиональной подготовки.

 Политехническое обучение в советской вспомогательной школе

Политехническое обучение во вспомогательных школах имеет специфические особенности. Низкий образовательный уровень, отставание в умственном развитии не позволяли учащимся вспомогательных школ овладеть научными основами производства. Поэтому учащиеся этих школ в основном лишь практически знакомились с материалами, технологическими процессами, инструментами, приемами конкретной производительной работы, а также овладевали специальными навыками работы в сельском хозяйстве, что позволяло им включиться в производительный труд [1, 3].

Особая роль в этом отводится организации коррекционно-воспитательной работе во вспомогательной школе. Под воздействием обучения и воспитания у умственно отсталых детей постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. В исследованиях Г.М. Дульнева [14], Ж.И. Шиф [25, 26], В.Г. Петровой [20, 24] доказано, что с переходом из класса в класс у умственно отсталых детей наступают существенные сдвиги в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности и влияние дефекта ослабевает под воздействием обучения и воспитания. Развитие умственно отсталых учеников – результат всей коррекционно-воспитательной работы школы.

Необходимо отметить, что вспомогательная школа не дает своим воспитанникам политехнического образования. В связи с особенностями умственного развития детей такая задача, в силу ее недоступности для учащихся, не ставится учебными программами общеобразовательных предметов. В то же время многие общеобразовательные предметы во вспомогательной школе содержит отдельные элементы политехнизации. Так, большинство учебных программ по труду включают, кроме изучения основной, знакомство со смежными профессиями. Например, картонажное дело изучается вместе с переплетным; слесарное дело включает ознакомление с работой сверловщика, токаря, фрезеровщика; обучение нескольким специальностям предусматривает программа сельскохозяйственного труда [6].

Элементами политехнической направленности обучения во вспомогательной школе можно считать также практическую направленность этого обучения. Практическая направленность содержания обучения понимается как формирование системы различных учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе усваиваемых знаний. Все содержание обучения носит прикладной характер [7].

Одним из предметов, на котором реализуется практическая направленность обучения, является СБО – социально-бытовая ориентировка. Данный предмет был введен в учебный план вспомогательной школы с 1970 года как специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. Важное место в курсе СБО отводится формированию навыков пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии, соблюдению техники безопасности дома и вне дома [27]. Требование жизненно практической направленности содержания обучения близко по своей значимости к принципу межпредметных связей.

В олигофренопедагогике на важность разработки проблемы межпредметных связей указывают А.Н. Граборов [21, 22], Т.А. Григорьева [23], С.Л. Мирский [10], М.Н. Перова [8, 16], В.А. Шинкаренко [17]. С.Л. Мирский, раскрывая практический аспект проблемы развивающего обучения применительно к учащимся с интеллектуальной недостаточностью, отмечает: «задача максимально возможного развития учащихся-олигофренов не может быть решена в рамках только трудового обучения и должна охватывать весь учебно-воспитательный процесс школы» [10, с. 26-27]. По мнению А.Н. Коноплевой, Т. Л. Лещинской, в условиях интегрированного обучения данной категории учащихся изучение такого учебного предмета как «Трудовое обучение» имеет приоритетное значение.

На современном этапе развития специального образования все больше внимания уделяется проблеме реализации компетентностного подхода, который в свою очередь требует развития тех умений и навыков, которые будут востребованы учащимися с интеллектуальной недостаточностью в различных жизненных практических ситуациях. В связи с этим проблема реализации межпредметных связей в специальном образовании данной категории учащихся получает новые возможности для изучения, поскольку выделение ключевых компетенций базируется «на межпредметном, общем для всех предметов содержании» [11, с. 7]. С точки зрения практической направленности обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью нам представляется наиболее действенным учет и реализация межпредметных связей применительно к содержанию образования по таким учебным предметам, как математика, трудовое обучение и социально-бытовая ориентировка. Это обусловлено тем, что формирование вычислительных и измерительных умений у данной категории учащихся имеет выраженную прикладную направленность в процессе их подготовки к трудовой деятельности и самостоятельной жизни в условиях современного общества [19].

Одним из направлений политехнического обучения во вспомогательной школе можно считать попытку введение в учебную программу школы предметов «Элементы физики» и «Элементы химии» [8]. К сожалению это направление не получило дальнейшее развитие в советский период. В настоящее время в учебные программы некоторых специальных (коррекционной) школе VIII вида введены факультативные курсы «Элементы физики». В 2008 году впервые был издано учебное пособие по физике для 9 - 10 классов специальных (коррекционной) школе VIII вида [9].

Одной из эффективных форм организации политехнической направленности обучения учащихся вспомогательной школы является кружковая работа (особенно занятия в кружках технического творчества и естественно научных кружках) и различная внеклассная работа (экскурсии, предметные вечера, тематические мероприятия и воспитательные занятия). При реализации данных направлений важно учитывать как образовательный уровень учащихся, так и особенности формирования практических навыков и умений умственно отсталых школьников. Вопросы организации кружковой и внеклассной работы во вспомогательной школе рассматривались в работах [3, 29, 30, 31]. Однако в советской педагогике данное направление в обучении детей с отклонениями в умственном развитии не получило дальнейшей методической поддержки.

Список литературы

1. Краткий дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова - М.: Просвещение, 1964.

2. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова - М.: Просвещение, 1970.

3. Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г.М. Дульнева - М.: Просвещение, 1955.

4. Пеннин, Г.Н. Политехническое образование глухих школьников в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Автореферат - СПб., 1998, http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-politehnicheskoe-obrazovanie-gluhih-shkolnikov-v-protsesse-trudovoy-i-professionalnoy-podgotovki

5. Пеннин, Г.Н. Теория и практика политехнического образования неслышащих. История и современность. Учебное пособие - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.

6. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог ф-тов пед ин-тов. / Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994

7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Перова, М.Н. Обучение элементам физики и химии учащихся вспомогательной школы. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1969.

9. Жумаев, В.В., Горскин, Б.Б. Физика в твоей жизни: 9-10 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида – М., Просвещение, 2008.

10. Мирский С.Л. Развивающее обучение - главное условие подготовки учащихся вспомогательной школы к труду // Дефектология - 1999. - № 1. - с.25-30.

11. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л., Лисовская Т.В. Вопросы трансформации содержания специального образования в контексте компетентностного подхода // Спецыяльная адукацыя - 2009. - № 3. - с. 3-9.

12. Бобкова, О.В. Формирование геометрических представлений учащихся с нарушениями интеллекта в младших классах на основе межпредметных связей уроков математики и ручного труда // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сборник материалов международной научно-практической конференции - М., 2008, http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/5648-sovremennie-problemi-i-perspektivi-razvitija-regionalnoi-sistemi-kompleksnoi-pomoshi-rebenku/

13. Варенова, Т.В. Особенности использования чертежно-графических, измерительных и вычислительных навыков в трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.03; НИИ дефектологии АПН СССР - М., 1983.

14. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой - М.: Просвещение, 1981.

15. Манжуло, И.Н. Формирование измерительных действий у учащихся старших классов вспомогательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.03; Киев. гос. пед. инст. им. A.M. Горького - Киев, 1965.

16. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида. - М.: Владос, 2001.

17. Шинкаренко, В.А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности. - Минск: БГПУ, 2004.

18. Хабаров, В.Т. Некоторые вопросы адаптации выпускников вспомогательной школы на производстве // Дефектология. - 1988. - № 4. - с. 38-40.

96. Гринько, Л.А. Практическая направленность уроков математики во вспомогательной школе // Дефектология. - 1990. - № 2. - с. 27-29.

19. Скивицкая, М.Е. Межпредметные связи олигофренопедагогики: исторический аспект изучения проблемы // Веснiк Гродзенскага дзяржаунага унiверсiтэта iмя Янкi Купалы - 2011. - №2. - с. 84-89

20. Петрова, В.Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов - М.: Педагогика, 1969.

21. Граборов, А.Н. Олигофренопедагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов и работников вспомогательных школ - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1945.

22. Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики - М.: Классикс Стиль, 2005.

23. Григорьева, Т.А. Возрастная динамика мыслительных операций у глухих детей // Дефектология. Психофизиология - М., 1988. - с.44-45

24. Петрова, В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника // Олигофренопсихология - М., 1996.

25. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. - М.: Просвещение, 1961.

26. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф - М.: Просвещение, 1965.

27. Воронкова, В.В., Казакова, С.А., Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специально (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида - М.: ВЛАДОС, 2006

28. Мозговой, В.М., Яковлева, И.М., Еремина, А.А. Основы олигофренопедагогики - М.: Академия, 2006.

29. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате / Под ред. В.П. Провоторова – М.: Просвещение, 1978.

30. Мачихина, В.Ф. Организация кружковой работы во вспомогательной школе-интернате // Дефектология, 1978, №1, с. 46—50.

31. Пороцкая, Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы. Кн. для воспитателя. Из опыта работы - М.: Просвещение, 1984.

 
 

mm-gksuvu-sosh-1@yandex.ru

 
   © А.В.Колобухов
 

ИМЦ Приморского района
Санкт-Петербурга
 
 
 
 
 
 
 

Каталог литературы
для учителя физики и химии

Добровольное методическое объединение
учителей - предметников специальных
(коррекционных) школ Санкт-Петербурга

Из опыта работы учителя школы

(Статьи, Методические разработки,
Методические пособия, Каталог книг)
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz